Судьба человека

В повседневной жизни, когда сталкиваешься с неудачей, можно услышать от своего знакомого/друга/коллеги «утешительные» фразы: «Это судьба!» или «Всё предопределенно!». Так правда ли это? Свободы воли нет? Или же человек волен идти свободно, не находясь в цепях яростного рока, по своей дороге жизни!?

О судьбе высказалось множество философов, начиная еще с ранних античных мыслителей и заканчивая нашими современниками. Одни из таких философов были Левкипп и Демокрит, основатели атомизма. Атомисты (Они полагали, что всё состоит из атомов; что между атомами имеется пустое пространство; что атомы неразрушимы; что они всегда находились и будут находиться в движении) были строгими детерминистами. Они полагали, что всё происходит в соответствии с естественными законами. Демокрит прямо отрицал случайность событий, а Левкипп сказал следующее: «Ни одна вещь не возникает беспричинно, но всё возникает на каком-нибудь основании и в силу необходимости». Аристотель и другие упрекали Левкиппа и Демокрита за то, что они не дают объяснения причины первоначального движения атомов. Но причинность должна с чего-то начинаться, и нельзя указать причины первоначального данного. Причину существования мира можно приписать Творцу, будь то это Бог или создатель симуляции, но тогда сам Творец окажется необусловленным.(Об этом я писал в своей статье «Было ли начало мира?»)

Чуть ранее я уже упомянул детерминизм, теперь разберём его детально.
Детерминизм утверждает, что свободы воли не существует, и всё в мире подвергается взаимной связи всех процессов и явлений. Такие личности как Мартин Лютер (в книге «О рабстве воли») и Поль Гольбах (в Системе природы») принимают позицию детерминизма. Также приверженцем детерминизма был Пьер-Симон Лаплас. Он постулировал, что если бы какое-нибудь разумное существо смогло узнать положение и скорость всех частиц в мире, оно могло бы совершенно точно предсказать все события Вселенной. Впоследствии такое гипотетическое существо было названо демоном Лапласа. Теперь разберем это учение на примере, детали которого очень важны:
Как обычно рано утром юный философ А. выходит прогуляться и идёт по своему обычному маршруту. Этим же утром М. из-за неисправного будильника, который случайно уронила его жена вчера (она спешила на маникюр, время которого сменила маникюрщица на более раннее по некоторым причинам), проспал и начал опаздывать на работу. М. быстро собрался, сел в машину и поехал. М. на дороге очень не собран, так как только проснулся и был полностью погружен в мысли о том, что же скажет ему начальник. И тут М.,не увидев А., сбивает его на пешеходе.
В примере жизнь А. зависела от М., жены М.,маникюрщицы, а также от будильника и машины. Но если посмотреть за границы примера, то можно увидеть, что жизнь А. зависит от всего и всех. Будильник сломался из-за не самого надежного корпуса, но так решили производители этого будильника, на решение которых повлияли другие факторы. При крепком корпусе будильник не сломался бы и М. не проезжал бы в том месте и в конкретное время, когда шел бы там А. Будь машина быстрее или чуть медленнее, то ,возможно, А. выжил бы. В свою очередь М. принял решение купить эту машину тоже под влияниям некоторых факторов. Получается, что все Мы связаны нитью фатума.

Есть люди, которые не согласны с детерминистами. Они верят в свободу воли. Свобода воли — это возможность человека делать выбор вне зависимости от обстоятельств. При свободе воли действия не предопределены прошлым. Действия людей зависят лишь от настоящего, от конкретной мысли, появившейся в определенный момент времени.
Также существует ещё одно учение — компатибилизм, которое гласит, что свобода воли и моральная ответственность совместимы с детерминизмом. Позиции компатибилизма придерживались греческие стоики, что, в прочем, не удивительно для того времени.Основоположниками классического компатибилизма являются Томас Гоббс, Джон Локк и Дэвид Юм. Позиция этих философов основана на понимании свободы воли как способности человека действовать в соответствии с собственными желаниями. Такое понимание свободы допускает совместимость с детерминизмом. Юмом вводится понятие условной свободы, что и разрешает в классическом компатибилизме разногласия между свободой воли и детерминизмом.«Мы можем подразумевать под свободой только способность действовать или не действовать сообразно решениям воли; другими словами, если мы хотим оставаться в покое, мы можем это сделать, а если хотим двигаться, то можем сделать и это. Но такая гипотетическая свобода по общему согласию признается за всяким, кто не сидит в тюрьме и не закован в кандалы». Артур Шопенгауэр писал: «Человек может делать то, что он желает, но не может желать, что ему желать». Другими словами, несмотря на то, что субъект может обладать свободой действия согласно собственному мотиву, природа этого мотива предопределена.
Противоположность компатибилизма — инкомпатибилизм. Это учение считает, что невозможно соединить свободу воли с детерминизмом. Поэтому встает главный вопрос: «Предопределены ли действия человека или же мы свободны от судьбы?»

Квант внимания!
Поделись данным материалом в любой из социальных сетей, чтобы Разумная Материя продолжала развиваться на некоммерческой основе! (:

Иногда детерминизм могут понимать и как фатализм. Они схожи по своей идее, но есть отличия. Детерминизм утверждает жесткую причинно-следственную связь, прошлое определяет будущее. Фатализм утверждает предопределенность следствий вне зависимости от «причин». Фаталисты говорят: « Если моя судьба умереть завтра, то что бы я не сделал сегодня, всё равно умру в положенный день рока. Если моя судьба умереть сегодня, то вне зависимости от моих действий я умру сегодня!»
Отличный пример предоставляет кинга М.Ю.Лермонтова «герой нашего времени», а точнее глава «Фаталист». Действие главы происходит в казачьей станице, куда приезжает Печорин. Он сидит в гостях, компания играет в карты. Вскоре им это надоедает и завязывается беседа о предопределении и фатализме, в который некоторые верят, некоторые нет. Завязывается спор между Вуличем и Печориным: Печорин говорит, что видит явную смерть на лице у Вулича. В результате спора Вулич берёт пистолет и стреляет в себя, но происходит осечка. Все расходятся по домам. Вскоре Печорин узнаёт о смерти Вулича: его зарубил шашкой пьяный казак. Тогда Печорин решается испытать судьбу и поймать казака. Он прорывается к нему в дом, казак стреляет, но мимо. Печорин хватает казака и убеждается, что суждено умереть ему не сегодня.

Споры о судьбе и свободе воли не умолкают и по сей день. Я же считаю, что учение детерминизма показывает себя с лучшей стороны. Действия каждого из нас зависят от социального окружения (с кем мы взаимодействуем в социуме) и от окружающей нас среды (от камня, который мы захотели пнуть, и до хрущевки, в которой мы живем). Нельзя отменять и биологические факторы, т.е. с какими генами мы родились. К примеру, наша внешность тоже будет влиять на наши социальные взаимодействия (подробности в статье «Красота — валюта человека»). Помимо этого наш исход жизни зависит от взаимодействия незнакомых нам людей на других и т.д, пока эта цепочка не дойдет до нашего социального окружения.
Получается будущее было предопределенно ещё задолго до нашего рождения. И мы ничего не сможем поделать с нашей участью быть в лапах могущественной судьбы.

Некоторые источники:
Бертран Рассел «История западной философии»
Cyril Bailey «The Greek Atomists and Epicurus»

Автор: Коробов Андрей
«
Беда современного мира — сам современный мир».
VK

Прими участие в жизни Разумной Материи!
Она развивается благодаря силе твоего неугасаемого стремления к чистому Знанию!

Каким образом я могу помочь и принять участие?

5 2 votes
Article Rating
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments